Иммерсивный или живой? Много квестов хороших и разных

В игре многое построено на импровизации: чем больше вы импровизируете, тем правдивее звучит ваша история. Но! Обманывайте с осторожностью! Если, конечно ваша роль не предполагает иного…

Слово «квест» ворвалось в нашу жизнь стремительно и относительно недавно, и в последнее время стало настолько емким, что не используется разве что применимо к официальным банкетам и свадебным торжествам. Сейчас под этим словом подразумевают уже не только родоначальников жанра — комнаты-эскейпы, но и городские прогулки, страшилки с актерами, лабиринты, интерактивные экскурсии в музеях и парках, детские праздники, вечеринки, корпоративные тимбилдинги и многое другое. Несколько лет назад стало популярным заказывать на дни рождения или корпоративы так называемые «живые» (ролевые) квесты. Самая же новая тенденция — появление иммерсивного театра и вслед за ним — иммерсивных квестов.

Живые и иммерсивные квесты часто путают между собой, однако это два абсолютно непохожих жанра. На первый, неискушенный взгляд может показаться, что между ними много общего. И живые и иммерсивные квесты имеют определенный набор ролей, который распределяется между участниками. Оба вида игр рассчитаны на большую компанию, как правило, мобильны и не привязаны к определенной локации и идеально подходят для празднования дня рождения, корпоратива или вечеринки с друзьями. Но на этом сходства заканчиваются.

Теперь о различиях:

В живом квесте, независимо от сюжета, все построено на коммуникации между людьми, умении договариваться. Перед игрой каждый участник получает конверт с биографией своего персонажа и задачами, которые он должен выполнить в ходе игры (например., раздобыть волшебный элексир у игрока Х, для чего нужно сойтись у игроком Y и нейтрализовать участника Z). После чего люди разбредаются на 3 часа и решают каждый свою задачу. В иммерсивных квестах участники также получают конверты с ролями и реквизитом, однако это делается не непосредственно перед игрой, а заранее. В ролях упор делается на характер человека, его темное прошлое, мотивы и связь с другими персонажами. Таким образом, это не просто человек с бэйджиком «доктор», а актер, имеющий полноценную роль, которую нужно отыграть в спектакле. От того, как человек справится с этой ролью, зависит, как долго он продержится в игре и сможет ли победить. Это чисто психологическая история, где участники (все вместе и каждый сам для себя) пытаются докопаться до мотивов преступника и вычислить его в замкнутом пространстве.

Живые квесты имеют определенную канву, легенду, в которую вплетены персонажи и их задачи. Однако сказать, что там есть сценарий нельзя — общего действия как такового нет, игроки разбиваются на группы «по интересам», перемещаются от одной группы к другой, решая каждый свои задачи, а ход событий и исход игры зависят от действий самих участников. В иммерсивных квестах все происходящее подчинено заранее срежиссированному плану. Первая часть игры — театрализованная постановка, где участники одновременно являются свидетелями или же (в зависимости от роли) непосредственными участниками событий. Затем игра проходит по четкому регламенту, напоминающему Мафию: действие делится на раунды день/ночь, где ночью преступники отстреливают жертв по одному, а днем ведется централизованное расследование. Исход игры так же предрешен, единственное, что неизвестно — кто победит

В живых квестах иногда используются отдельные головоломки и артефакты, однако это не имеет решающего влияния на исход игры. Цель использования в таких играх квестовых заданий — добавить элемент «фана» и тимбилдинга. Задания, как правило, несложные, требующие скоординированности действий участников без серьезных умственных усилий. В иммерсивных квестах прохождение линейного квеста — важная часть расследования, вплетенная в сценарий и позволяющая вычислить преступника в замкнутом круге подозреваемых. Квестовые задания здесь довольно сложные и рассчитаны на коллективный разум, состоящий из знаний, умений и талантов отдельных игроков

Живые квесты не предполагают внедрения в число игроков актеров и использования большого количества реквизита. Игру проводит один ведущий, который, в зависимости от сюжета, может быть одним из персонажей или же сторонним модератором. Из реквизита — в основном элементы костюмов: шляпки, боа, вееры, бабочки и прочие, придающие фана предметы. В иммерсивных квестах все в точности наоборот. В играх задействованы профессиональные актеры, некоторые из которых участвуют лишь в постановочной части, а некоторые — маскируются под обычных игроков. Реквизита много — это различные тайники, технологичные сейфы, артефакты, «мафиозные» маски, мелкие предметы, создающие атмосферу эпохи. А вот элементы костюмов в иммерсивных квестах, как правило, отсутствуют, поскольку здесь внешние атрибуты роли имеют меньшее значение по сравнению с внутренним содержанием и характером героев.

Различия живых и иммерсивных квестов не заканчиваются перечисленными пунктами, и сравнение можно продолжать еще долго. Однако, не будем этого делать — и так получилось многабукв… Вывод таков: живой квест и иммерсивный квест — два разных жанра, каждый из которых имеет свои преимущества и свою аудиторию. Живой квест — это фан, общение, тимбилдинг. Иммерсивный квест — интеллектуальная психологическая игра с элементами театра. Оба этих жанра, наряду с квест-комнатами, городскими квестами и «Мафией», делают наш досуг богаче, разнообразнее и полнее
 

 

InQuest Мастер детективных игр